Минфин назвал условия, при которых можно изменить аванс по госконтракту в связи с коронавирусом.
В 2020 году изменить существенные условия контракта можно в том числе в части авансирования. Ведомство перечислило условия, при одновременном соблюдении которых это возможно:
- новый аванс не превышает предельного размера, установленного законодательством для соответствующего контракта. Например, аванс по контракту на строительство региональных и муниципальных объектов (если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета) не может быть больше 50% его суммы;
- выплата аванса предусмотрена контрактом;
- изменение вносится по соглашению сторон по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя);
- обстоятельства, которые не позволили исполнить контракт на предусмотренных им условиях, возникли из-за коронавируса.
Изменения законодательства
Закупить работы (услуги) у акционерного общества как у единственного исполнителя (подрядчика) можно будет в том случае, если 100% его акций принадлежит государству и только это АО может выполнить (оказать) их в соответствии с его полномочиями. Соответствующие поправки к п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заработают с 19 июня.
Сейчас такая возможность предусмотрена для закупок у органов исполнительной власти, а также у подведомственных им госучреждений и унитарных предприятий.
Судебная практика
Победитель госзакупки не подписал контракты и не предоставил их обеспечение в срок. Заказчик признал его уклонившимся и направил об этом информацию в контрольный орган. Сведения включили в РНП.
Победитель с этим не согласился. Суды посчитали, что у него не было намерения уклониться от заключения контракта. Они опирались, в частности, на следующее:
- контракты своевременно не подписаны из-за сбоя в интернете. Попытки устранить неисправность предпринимались;
- победитель не подписал контракты до наступления неисправности, поскольку не мог знать об этом заранее;
- объективная возможность исполнить контракты была;
- цены контрактов столь малы, что победитель вряд ли мог намеренно отказаться от их исполнения и допустить из-за этого включение сведений в РНП;
- победитель – постоянный участник в сфере закупок. У него высокая степень деловой репутации и нет нарушений законодательства о контрактной системе.
В данном случае суды посчитали, что включение в РНП было несоразмерной мерой ответственности.
Верховный суд не стал пересматривать дело.
Разъяснения ведомств
Минфин разъяснил,как проводить закупки с учетом нерабочих дней 24 июня и 1 июля.
Как изменятся сроки проведения госзакупок
Каких закупок коснется перенос
Изменения затронут сроки, которые исчисляются исключительно рабочими днями и включают в себя 24 июня или 1 июля. По Закону N 44-ФЗ к ним относятся:
- срок подачи заявок на участие в электронном конкурсе, электронном запросе котировок, электронном запросе предложений;
- срок рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе;
- срок рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, электронном запросе котировок;
- срок рассмотрения окончательных предложений для участия в запросе предложений;
- дата подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении электронного конкурса;
- дата проведения электронного аукциона.
Исключение составляют электронные аукционы, документация которых содержит проектную документацию. Они проводятся через 4 часа после окончания срока подачи заявок как в рабочий, так и в нерабочий день. Даты их проведения переносить не нужно.
Как перенесут сроки
Сроки подачи заявок нужно продлить так, чтобы обеспечить минимальный срок, установленный Законом N 44-ФЗ. Минфин рекомендовал заказчикам внести соответствующие изменения в документацию.
На следующий рабочий день перенесут даты проведения электронных аукционов и подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении электронных конкурсов. При этом будет учтен срок рассмотрения первых частей заявок и сроки по ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 Закона N 44-ФЗ. Площадки пересчитают их автоматически.
В связи с этим автоматически перенесут и сроки рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронных конкурсах и аукционах. При этом заказчикам необязательно вносить изменения в документацию. Рассмотрение вторых частей заявок в день, отличный от указанного в документации, в этом случае не будет считаться нарушением.
Заказчикам не придется вносить изменения и по остальным срокам, выпадающим на нерабочие дни. Дату их окончания перенесут по правилам ГК РФ на первый рабочий день, т.е. на 25 июня или 2 июля. Например, это коснется сроков рассмотрения и оценки заявок, сроков заключения контракта.
Как изменятся сроки проведения закупок по Закону N 223-ФЗ
Каких закупок коснется перенос
Изменения затронут сроки, которые исчисляются исключительно рабочими днями и включают в себя 24 июня или 1 июля. В частности, по Закону N 223-ФЗ к ним относятся сроки подачи заявок на участие в запросах:
- котировок, в т.ч. в электронной форме с участием СМСП;
- предложений, в т.ч. в электронной форме с участием СМСП.
Как перенесут сроки
Сроки подачи заявок нужно продлить так, чтобы обеспечить минимальный срок, установленный Законом N 223-ФЗ. Минфин рекомендовал заказчикам внести соответствующие изменения в документацию.
По остальным срокам, выпадающим на нерабочие дни, вносить изменения не придется. Дату их окончания перенесут по правилам ГК РФ на первый рабочий день, т.е. на 25 июня или 2 июля. Например, это касается сроков рассмотрения и оценки заявок, сроков заключения договоров, внесения информации в реестр договоров.
Проекты
Законопроекты о квотировании закупок товаров из ЕАЭС приняли в первом чтении.
Проекты предусматривают поправки к Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики должны будут выполнять обязательную долю закупок товаров из ЕАЭС, а также работ и услуг, в составе которых используются такие товары.
Размер минимальной доли, перечень продукции, сферу закупок, форму отчета утвердит правительство.