Как членам СРО избежать проблем при исполнении госконтракта (продолжение)

В предыдущей статье было рассказано о выступлении адвоката юридической компании «Романов и партнёры» Максима Столярова на XII Международной научно-практической конференции «Геодезия. Маркшейдерия. Аэрофотосъёмка». Напомним, что темой доклада стало «Исполнение государственных контрактов с максимальной выгодой для подрядчика». В настоящей публикации освещены темы, которые затронул господин Столяров. Речь пойдёт о порядке взаимодействия подрядчика и заказчика, возможной приостановке работ, сдачи работ с недостатками, устранению замечаний и прочим спорным и сложным вопросам.

***
Если заказчик в рамках контракта не выполняет своих обязательств перед подрядчиком, необходимо сразу извещать его об этом в письменном виде. Проблема здесь связана с тем, что, когда подрядчик начинает выполнять работы, отношения с заказчиком просто замечательные. Все вопросы решаются устно или в каких-то чатах, писем никто не пишет. Однако в дальнейшем могут потребоваться подтверждение требований, фиксация запрошенных и полученных документов.

Поэтому важно, чтобы, как только со стороны заказчика возникает какое-то нарушение, со стороны подрядчика следовала письменная реакция. Заказчику необходимо сообщить, что проблема возникла из-за непредоставления авансового платежа или каких-либо данных, в результате чего проведение работ становится невозможным (полностью или частично). Это гарантия того, что, когда дело дойдёт до конфликта и с Вас будут требовать пени за просрочку, такими письмами заказчику Вы сможете себя защитить достаточно успешно. Потому что в судах действует золотое правило – когда направлено требование, тогда и возникла проблема.
Переписка в мессенджерах, типа «WhatsApp», также принимаются судами в качестве доказательства. Но в этом случае противоположная сторона должна будет признать, что такая переписка имела место, либо потребуется заверить её нотариально. По крайней мере, в Москве уже есть нотариусы, которые выполняют скриншоты переписки в «WhatsApp» и ставят на них свою печать. В других городах развитие также постепенно идёт в этом направлении.

Следует понимать, что заказчик должен предоставлять или делать, как встречное содействие, не обязательно только то, что перечислено в договоре по пунктам. Если из характера работ становится ясно, что заказчик должен что-то ещё для того, чтобы подрядчик смог выполнять свою работу, это тоже надо требовать и требовать в письменной форме. Возможно, когда будет проведена экспертиза, по её результатам суд примет решение, что без таких-то данных или документов работы выполнить было невозможно и это требование было правильным.
Отдельно стоит коснуться ситуации, когда подрядчик понимает, что работы невозможно выполнить не по его вине. При этом необходимо предпринять ряд действий, которые позволят минимизировать полагающиеся санкции. Во-первых, необходимо известить заказчика о том, что возникла проблема, компания не успевает исполнить договорные обязательства по своей вине и нужно больше времени. Изменить контракт в этой части нельзя. Но извещая заказчика, можно снизить неустойки за просрочку. Есть правило, по которому неустойка должна быть соразмерна последствиям нарушения. Заказчик, извещённый о том, что будет просрочка, может, например, не размещать следующую закупку, которая должна происходить по результатам сданной работы. Тогда можно говорить, что у заказчика нет потерь, соответственно, неустойка должна быть снижена. Второй момент – это сдача части работ или этапа работ. Неустойки рассчитываются от суммы невыполненных работ. Соответственно, та часть, которая выполнена, будет исключена из расчёта, и неустойка будет меньше.

Приём работ с недостатками возможен, если эти недостатки не влияют на общий результат работ. Данный критерий является оценочным и определяется по результатам экспертизы. Из практики известны случаи, когда довольно значительный объём работ подрядчики не успевали выполнить к сроку, но при этом сдавали, а потом доделывали. В каких-то ситуациях это может повлечь уголовную ответственность, но это уже вопрос интерпретации и правильного подхода. Тем не менее, если есть какие-то незначительные недостатки, работы можно сдать, заказчик может их принять с недостатками и обязать эти недостатки устранить. Может не принять, но в этом случае также будет судебный спор с экспертизой.

Что делать, когда имеются достаточно серьёзные недостатки, подрядчик успел что-то сделать, но, тем не менее, «сдаваться» пора, потому что заканчивается финансовый год. На самом деле это самая главная причина, почему сдаются и принимаются работы с недостатками. Если заказчик не принимает и не оплачивает работы в декабре, у него «слетает» финансирование на уходящий год, а в следующем году у него просто не может быть денег, и тогда единственный способ их получить – это через суд.

Для того, чтобы исключить уголовную ответственность, заказчик может подкрепиться гарантийными письмами, в которых, сдавая работы, подрядчик указывает, что он сдал какой-то объём, у него есть недоделки, он считает их несущественными и обязуется доделать всё, условно говоря, в январе. При этом желательно добавить, что подрядчик готов гарантировать выполнение работ путём внесения какой-то суммы в депозит заказчика (потому что банковская гарантия, скорее всего, к тому моменту закончилась и банк её не продлит по причине просрочки).

Источник

 

 

 

 

 

 

Leave a Reply